Система онлайн консультирования родителей детей раннего возраста.

Методическое пособие для педагогов ДОУ в форме цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

Конспект беседы с родителями заместителя заведующего по УВР (старшего воспитателя) или педагога-психолога "Эмоции родителей- важный фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ". 

 

          

            Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня поговорим об очень важной проблеме – это проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

 

Слайд № 1

Обсуждая тему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, мы, почти всегда говорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к новым условиям, как подготовить ребенка, чтобы его адаптация прошла легко, без осложнений. Конечно, это очень важно и первостепенно.

 

Слайд № 2

Но есть еще один момент, который существенно влияет на адаптацию ребенка в ДОУ, - это эмоциональное состояние родителей.

Каким оно будет?

-     Это может быть спокойствие и вера в позитивные результаты?

-     Возможно, это будет небольшая тревога и мобилизация своих действий для подготовки ребенка к адаптации?

-     А может, это будет чрезмерная, очень сильная тревога родителя, которая захватывает самого родителя и передается ребенку и педагогам через так называемое эмоциональное заражение.

         Уважаемые родители, мы предложили вам заранее посмотреть видеофрагмент из сериала «Воронины», там есть кадры, когда мать говорит о своей тревоге, не может расстаться с ребенком, бегает кругами вокруг детского сада и даже устраивается в детский сад на работу. Возраст ребенка в сериале не совпадает с возрастом наших детей, но там хорошо видно состояние мамы, которая испытывает очень сильную тревогу.  Конечно, ситуация утрирована, и, если смотреть на нее со стороны, отвлеченно, можно даже посмеяться над главной героиней. Но эта ситуация реально существует, родители часто ходят кругами вокруг детского сада, подслушивают за дверью, даже пытаются заглядывать в окна, постоянно звонят воспитателям.

Давайте поговорим об этом, как о проблеме и ответим на вопрос: как вы думаете, на кого и как влияет высокая тревожность родителей?  (Выслушать 2-3 родителей)

 

Слайд № 3

(Обобщить ответы родителей)

Чрезмерная тревога родителей влияет на ребенка, на самого родителя и воспитателей:

- ребенок – плачет, капризничает, отказывается от горшка, от еды, может проявлять негативные эмоции и действия к родителям, может заболеть и пр.

- родителиухудшается собственное      эмоциональное состояние, становится раздражительным, рассеянным, происходят ссоры в семье бессонница, ухудшается физическое здоровье;

- воспитателитревога и беспокойство, напряженность и раздражительность, не уверенность в своих профессиональных действиях и пр.;

 

Слайд № 4

Я предлагаю подумать, что вы можете сделать, чтобы оптимизировать свое эмоциональное состояние, уменьшить свою тревогу? Мы можем совершить пять действий.

 

Слайд № 5

Во-первых -  мы может подумать и сказать, что позитивного, хорошего даст детский сад для вашего ребенка и семьи?

(Выслушать 2-3 родителей)

 

Слайд № 6

(Обобщить ответы родителей)

-       взаимодействие и игра с другими детьми;

-       воспитание самостоятельности;

-       всестороннее развитие ребенка под руководством профессионалов, которые подскажут, что, как и с какого возраста необходимо начинать развивать у ребенка, чтобы не пропустить сенситивные, наиболее благоприятные периоды развития того или иного навыка;

-       возможность реализовать двигательную активность;

-       ну, и как мы видели в фильме, возможность выхода на работу и пр.

 

Слайд № 7

Во-вторых, вспомните и скажите, что вы уже сделали, чтобы помочь легкой адаптации вашего ребенка в ДОУ? Помогли ли вам наши памятки, расположенные на сайте детского сада, при подготовке ребенка к адаптации в детском саду?

         Первая «Как подготовить ребенка раннего возраста к адаптации в ДОУ?». Рекомендации рассчитаны на длительный период, предшествующий поступлению ребенка в детский сад (весна-лето).

Вторая памятка называется «Если завтра в детский сад». Она ориентирует родителей на то, что нужно сделать накануне прихода в ДОУ.

         Что и как вы делали из этих рекомендаций. (Ответы родителей)

 

Слайд № 8

Напомню несколько необходимых мероприятий из этих памяток, советую воспользоваться, если кто-то еще не успел с ними ознакомиться и не привел ребенка в детский сад.

Первая:

O  Постепенное приведение в полное соответствие привычного (существующий) режима дня ребенка к режиму дня ДОУ.

O  Приучение ребенка к самостоятельным занятиям с игрушками и предметами.

O  Постепенное приучение ребенка к временным расставаниям с матерью и взаимодействию с другими взрослыми.

O  Возможность нахождения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

O  Постепенное знакомство ребенка с территорией детского сада.

O  Позитивные разговоры с ребенком о ДОУ как о месте, в котором хорошо быть, интересно и весело играть.

O  Развитие простейших навыков самообслуживания у ребенка.

 

Слайд № 9

Вторая:

O   Необходимо заранее сказать ребенку, что завтра они на

Некоторое время пойдут в детский сад, чтобы там немного поиграть. И это должно быть короткое время.

O   Ребенку всегда надо сообщать после какого момента за ним придет взрослый, выполнять своё обещание.

O   Взять с собой любимую игрушку и не затягивать процесс

расставания в детском саду

O   И, главное, осознать и прочувствовать свое собственное

эмоциональное состояние, так как ребенок чувствует и заражается эмоциональным состоянием взрослого. Если тревогу чувствует мать, то ребенок наполняется страхом. Если мать демонстрирует спокойствие и хорошее настроение, то и ребенок спокоен.

 

Слайд № 10

В-третьих – Вы сегодня можете узнать, что делают педагоги для успешной адаптации?

Рассказ воспитателя:

Во-первых, мы узнаем индивидуальные особенности и предпочтения вашего ребенка, чтобы учитывать и «сохранять» их в период адаптации. Это необходимо для того, чтобы максимально приблизить условия детского сада к привычным для ребенка условиям, и тем самым облегчить период адаптации.  В период адаптации мы не отучаем ребенка от сосок и памперсов, не усаживаем насильно за стол, на горшок, предлагаем детям игры, которые нравятся, или в которые они играют дома. Для этого мы советуем вам приносить любимые игрушки детей или книжки из дома.

Чтобы обеспечить это, мы просим вас перед первым посещением ребенком группы, найти время для нашей с вами индивидуальной беседы. Вы можете позвонить по телефону _________________ и договориться о встрече.

В первую очередь нам необходимо выяснить, и только вы можете сказать нам:

-     во что любит играть дома ваш ребенок;

-  есть ли у него вредные привычки; например, соска, памперс;

-  особенности его характера и поведения,

-  какие предпочтения у ребенка в еде.

 

Слайд № 11

Во-вторых, мы делаем все для сохранения эмоционального комфорта малыша.

- При появлении ребенка в группе мы учитываем его эмоциональное состояние и стараемся привести его в комфортное состояние. Если ребенок тревожится, то кому-то будет важен телесный контакт и ласковая речь, обращение внимания на игрушку.  Малышей, которые идут на контакт, мы берем на руки, обнимаем, ласково привлекаем внимание к игрушке. Но есть дети, для которых целесообразнее не нарушать их личное пространство, а дать возможность привыкнуть, осмотреться, т.е. не трогать его, но не выпускать из зоны наблюдения.

- Для поддержания эмоционального комфорта детей в группе очень важны игрушки и различные игровые приемы, которые привлекают внимание малыша, и он начинает с интересом ими заниматься.

 

Слайд № 12

Мы используем:

u  музыкальные паузы, т.е. у нас в группе есть USB колонка, мы включаем музыку (детские песенки), на которую малыши с удовольствием откликаются, танцуют, радуются.

u  игрушки с «секретом», шумящие, звенящие, световые и т.д. (посмотрите, как дети радуются, им очень нравятся такие игрушки)

u  игры с водой, мыльными пузырями, кинетическим песком (это вообще очень полезные игры, во-первых, они успокаиваются, во-вторых проявляют эмоцию удивления и радости, когда находят в песке какой-то предмет или игрушку)

u  театрализованные игры и т.д. (игрушки би-ба-бо наши помощники, т.к. говорит с ребенком не воспитатель, не чужая тётя, а зайчик или котёнок, или еще кто-то, который может погладить ребенка, взять его за ручку или дать свою лапку. Дети с удовольствием откликаются и идут на контакт)

         Одним из эффективных пособий, используемых в период адаптации, является «дидактическая юбка» воспитателя, на фото воспитатель как раз в этой юбке играет с детьми. Это пособие дает возможность привлечь внимание ребенка, удивить его, занять интересными действиями с элементами юбки, так как на ней много молний, застежек, шнуровок, липучек, кармашков и других элементов, которые привлекают внимание детей, отвлекают от грустных мыслей и слез, кроме того с этими элементами ребенок может самостоятельно или с помощью взрослого совершить простейшие исследовательские действия (открыть, закрыть, прилепить и т.д.).

         (В процессе рассказа воспитатель демонстрирует фотографии детей, включенных в игровую деятельность.)

 

Слайд № 13

В – четвертых, прошу расскажите, что вы можете сделать сейчас, чтобы способствовать успешной адаптации вашего ребенка? (рассказы родителей)

 

Слайд № 14

(Обобщить ответы родителей)

- сохранять режим в выходные;

- приблизить меню к детскому саду;

- рассказывать воспитателям о своем ребенке правду, что любит   – не любит, что умеет - не умеет;

- выполнять свои обещания, данные ребенку;

- не отучать от вредных привычек;

- не ругать, не стыдить, ни с кем не сравнивать;

- больше гулять, и общаться с ребенком;

- показывать ребенку, что вы его любите

 

Слайд № 15

               В- пятых, вы всегда можете поработать со своим эмоциональным состоянием, например, аутогенная тренировка или простые упражнения, например, дыхание, представление себя в приятном, спокойном месте, принять душ и т.п.

Или обратиться за помощью к педагогу-психологу детского сада.

 

Слайд № 16

Итак, наши выводы, наши обобщения:

-      Излишняя тревога не помогает, а мешает и разрушает.

-      Родители и педагоги сделали и делают все, что обеспечивает успешную адаптацию.

-      Адаптация занимает, в большинстве случаев, непродолжительное время, ребенок привыкнет и все становится хорошо.

Главное помнить: Спокойный родитель – спокойный ребенок – спокойный воспитатель - лучшая позиция для всех.

 

Слайд № 17

В заключении, выскажите, пожалуйста, свое мнение, свое отношение к нашей сегодняшней беседе.

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»