Конспект консультации воспитателя для родителей

Слайд № 1.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена рисованию и лепке детей раннего возраста.
Слайд № 2. Сегодня мы поговорим:
u О значении каракуль для овладения ребенком навыками рисования. О стадиях развития каракуль.
u В чем польза лепки для ребенка раннего возраста?
u Как правильно взрослый может поддержать желание ребенка рисовать и лепить?
u Какими навыками рисования и лепки может овладеть ребенок раннего возраста?
Слайд № 3.
В раннем детстве, приблизительно с 1,5-2 лет ребенок начинает интересоваться рисованием. Конечно, возможности ребенка еще только начинают развиваться, его рисунки находятся на доизобразительном этапе или этапе каракулей, т.е. в них нет привычных изображений предметов. Этот этап (у разных детей) длится до 3 - 3,5 - 5 лет и, нужно помнить, что только в 3-5 лет начинается изобразительный этап развития детского рисунка, когда рисунки ребенка уже начинают напоминать (и еще очень отдаленно) предметы.
Слайд № 4.
В чем значение рисования (каракуль) для ребенка раннего возраста?
В раннем детстве рисование ребенка – его каракули – это его исследование своего воздействия на что-то (бумагу, стену, дверь…, инструментов этого воздействия (краски, фломастеры, кисточки, ладошки...), способов воздействия (что получается, если я коснусь кисточкой? (один, а если несколько раз?) Проведу кисточкой по бумаге? Буду водить туда-сюда...). Только к концу раннего детства в рисунке ребенок начинает отражать важные для него характеристики предмета, но в понятной часто только ему форме (так называемые бесформенные изображения).
Слайд № 5.
Каракули ребенка в раннем детстве проходят несколько стадий, каждая из которых имеет свое значение для развития малыша, а значит хорошо, если каждая стадия осознанно поддерживается взрослым.
1. Стадия марания - каракули как результат первого манипулирования карандашом. Это отдельные точки, штрихи, идущие в разном направлении. (рисунок или 2 показать). Наблюдая за тем, как родители, старшие братья, сестры действуют ручкой, карандашом, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. Первые штрихи ребенка – это проявление его исследовательской активности. Он не рисует что-либо конкретное, но исследует результаты своих разных действий на разных поверхностях разными инструментами: краской, фломастером, ладошками……, что получается, если я ……. Можно наблюдать, что дети изучают следы своих воздействий и радуются этому. Поэтому задача взрослого на этом этапе – предоставить ребенку все возможные материалы и условия для проведения этих исследований. Иногда дети могут оставлять свои каракули на чем угодно, помним, что это их самовыражение….
Слайды № 6-8
2. Стадия ритмических каракуль. Постепенно ребенок осваивает движение руки. Им нравится многократно повторять заученный жест водить кистью, фломастером по листу бумаги туда и обратно. Появляются так называемые «ритмические каракули», со штрихами, нанесенными примерно в одном направлении. (рисунки)
Начав с однообразных вертикальных или горизонтальных штрихов, постепенно ребенок научится делать отрезки разной длины. Со временем появляются округлые линии и зигзаги, спирали. Поначалу ребенок «не замечает» листа. Убрав за художником бумагу, вы увидите на столе или полу хвостики линий. Малышу потребуется время, чтобы понять, что у поверхности есть границы, и научиться оставаться в их пределах. (фото каракуль)
Слайды № 9 - 10
3. Стадия ассоциаций – ребенок делает попытки увидеть в рисунке образ. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. (рис) Утром это может быть птичка, а вечером – биби (машинка). Возникновение этой стадии говорит о том, что ребенок уже пытается соотнести свой рисунок с предметами вокруг него. Не надо удивляться, что это разные предметы, чем больше ассоциаций, тем лучше: ребенок воспринимает и выделяет в предмете важные для него характеристики. (несколько фото)
Слайды № 11-12
4. Стадия бесформенных изображений - Внешне рисунок изменился мало. Он еще далек от изображения предмета, это бесформенное изображение. Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное. Рисуя, он приговаривает: «Это биби». Т.е. на этом этапе рисование наконец переросло из «испытания средств» в «применение средств» с заданной целью. Ребенок уже изначально хочет нарисовать что-то конкретное. (несколько фото)
Слайд № 13.
Как взрослый может поддержать рисование ребенка раннего возраста? Чему ребенок может научиться? Как развивать интерес к рисованию?
Для этого родители могут сочетать 2 приема, которые могут только казаться противоположными, но, на самом деле должны взаимно дополнять друг друга для достижения лучшего результата в развитии малыша. Первый прием – свободное рисование, второй – окультуривание рисования.
Слайды № 14 - 15
Расскажу о 1-ом приеме – свободное рисование. Цель этого приема – индивидуализация развития ребенка, создание условий, чтобы он выразил себя, нашел и испытал «свои» приемы рисования, «побыл» сам внутри своей деятельности. Дайте малышу фломастеры или краски, или карандаши, бумагу или доску для рисования, или можно оставшийся от ремонта рулон обоев и позвольте творить так, как он хочет… Позвольте ему побыть наедине со своим творением, своей деятельностью. Испытать именно свои переживания, сделать свои открытия.
Такой подход будет способствовать развитию креативности ребенка, его готовности к самовыражению, к проявлению своей индивидуальности. (может быть фото, где ребенок поглощен рисованием или рассматриванием рисунка). Взрослый может только эмоционально поддержать: «Как приятно рисовать…. Какой удивительный рисунок получился у тебя….
Прием свободного рисования особенно применим на стадии марания, но и на любой другой он тоже должен найти свое место.
Слайд № 16.
2 прием – окультуривание рисования. Цель приема – знакомство и освоение ребенком с помощью взрослого простейших приемов рисования и развитие готовности к изображению элементарных образов. Т.е. взрослый может показать, что и как можно рисовать.
Какие приемы можно показывать в раннем детстве?
Если ребенок уже на стадии ритмических каракуль, т.е. сам стал рисовать линии близкие к горизонтальным, вертикальным, наклонным, пытается закруглить их, то взрослый может начать показывать ему, как проводить такие линии. (т.е. по завершении раннего детства, хорошо если ребенок научился проводить линии, близкие к горизонтальным, вертикальным, наклонным, разной длины, закруглять – близкие к овалу и кругу) В зависимости от развития мелкой моторики руки ребенка, Можно начать учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Слайд № 17
Как можно помогать ребенку осваивать приемы и подходить к изображению предметов?
Видя конкретный рисунок ребенка, например, на стадии ритмических каракуль, мы можем придумывать или рассказывать подходящий рассказ, сопровождая его соответствующими линиями. Например: (хорошо показать конкретный рисунок с конкретным рассказом). Например, гулял зайчик по лесу и вдруг видит: дорожка (указываем на рисунок ребенка), зайчик решил прогуляться по этой дорожке и пошел «Топ-топ-топ». При этом совершаем ритмичные действия «примакивания» кисточкой с краской по листу бумаги. «Гулял зайчик и вдруг пошел дождик – кап-кап-кап», одновременно рисуя вертикальные палочки фломастером или карандашом по листу бумаги. Или «Покатился колобок по дорожке …», и проводим кисточкой с краской по листу бумаги слева направо линию «дорожку». Тоже самое проделываем с фломастером и с карандашом. Начинаем обучение с простых линий и форм (вертикальные и горизонтальные полоски, кружочки и овалы). Рисуя их, ребенок учиться находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыш получает возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинает чувствовать себя более уверено в этом виде деятельности.
(На фото показываем, как ребенок изображает постепенное развитие сюжета истории, рассказываемой воспитателем)
Слайд № 18.
Итак, поддерживая рисование ребенка, гармонично используйте 2 приема: свободное рисование и окультуривание. Тем самым вы будите, с одной стороны, поддерживать и развивать индивидуальность своего ребенка и, с другой - окультуривать, социализировать его, т.е. знакомиться с приемами рисования, доступными ему по возрасту.
Слайд № 19 (и далее)
Сейчас вы можете увидеть, как рисуют ваши дети в детском саду
Слайды с фото рисующих детей в детском саду.
Слайд № 21.
А сейчас я прошу родителей поделиться своим опытом, рассказать, как рисует ваш ребенок: чем и где может он рисовать? Даете ли ему свободу? Чему и как учите? (договориться заранее с 2 чел.)
Слайд № 22.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Слайд № 23.
В чем же польза лепки для развития ребенка?
Развивается мелкая моторика рук
- когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, происходит разработка мелких суставов, укрепление десятков мышц рук малыша.
Развиваются важные личностные качества:
- чувство творца, склонность к личному творчеству, самостоятельность (я могу сделать это…, я сделал это…я хочу сделать…), - терпение и усидчивость (ведь приходится концентрироваться на своем занятии);
Поддерживается позитивное эмоциональное состояние и физическое благополучие
- регулярные занятия спокойными играми, в т.ч. лепкой, способствуют понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность, способствуют нормализации сна
Стимулируется развитие мозга
- работа ребенка обеими руками, например, когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга и укрепляются межполушарные нейронные связи.
Стимулируется интеллектуальное и речевое развитие
- лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета (пример).
- Дает опыт тактильного восприятия «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой» и знакомит с соответствующими словами;
- Готовит к пониманию логического отношения частей и целого (грибок, снеговик.
Слайд № 24.
Какой же материал можно использовать для лепки? Мы, в детском саду, постепенно начинаем знакомить детей с пластическими материалами, такими как глина, пластилин, тесто, кинетический песок. Учим аккуратно ими пользоваться.
Слайд № 25-26
С чего начинаем? Начинать надо с простых манипуляций: просто подержать в руках, помять, покатать между ладонями, сжать, надавить и пр.
Основные приемы в раннем возрасте — это отламывание кусочков пластилина от большого куска, раскатывание комочков между ладонями прямыми и круговыми движениями рук.
(Примеры - фото или картинки приемов, или живьем)
Слайд № 27-28
Затем дети осваивают более сложные приемы: прием соединения концов палочки, слепленной из пластилина, сплющивание шарика и прием вдавливания серединки расплющенного шарика. И постепенно переходим к созданию образа, например, «Давай, угостим колбаской собачку» при этом предлагаем ребенку раскатать между ладонями прямыми движениями комочек пластилина. «Что получилось? Колбаска. Дай собачке». Или «Слепим угощение для куклы?», и предлагаем ребенку скатать кусочек пластилина между ладонями круговыми движениями в шарик, а затем расплющить, сильно надавить ладонями на шарик с двух сторон, чтобы получился пряник, печенье или лепешка, или соединить концы получившейся палочки или колбаски в сушку или баранку. А может кошечке понадобилась миска, тогда предлагаем ребенку сделать пальчиком углубление в середине сплющенного комочка, чтобы получилось блюдечко или миска.
(Примеры - фото или картинки лепки)
Слайд № 29-30
Постепенно, усложняем задания и предлагаем соединить две вылепленные формы в один предмет – два шарика – неваляшка, снеговик; палочка и шарик – погремушка, палочка и расплющенный шарик - грибочек и пр.
(Примеры - Фото или картинки лепки).
Всегда надо помнить, для того, чтобы ребенок получил удовлетворение от лепки, материал должен быть мягким, пластичным. Этим требованиям больше отвечают тесто и глина.
Слайд № 31.
Как и в случае рисования, следует сочетать 2 подхода: свободную лепку ребенка, когда он занимается сам и лепит как хочет, а мы только можем похвалить или спросить, что он слепил, и второй подход, когда мы ненавязчиво учим его, как и что можно лепить, «опредмечиваем» его творение, придумываем историю. Если для детей время от времени устраивать мастер-классы, просто показывая, что можно делать с кусочками пластилина или теста, он будет постепенно запоминать увиденные действия и через какое-то время попробует сделать все сам, без посторонней помощи.
Слайд № 32 и следующие
А сейчас мы предлагаем вам фото наших детей, которые занимаются лепкой.
(ФОТО)
Слайд № 34
Мы познакомили вас с тем, как мы развиваем изобразительную деятельность детей в детском саду, а сейчас хотим предложить вам поделиться опытом с нами и другими родителями, как вы организовываете лепку детей дома (из чего лепят, любят ли лепить, как вы это организовываете?)
(Рассказы родителей)
Слайд № 35
В заключении выразите свое мнение о нашей сегодняшней встрече.