Система онлайн консультирования родителей детей раннего возраста.

Методическое пособие для педагогов ДОУ в форме цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

О пользе артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей раннего возраста

 

 

Консультация учителя-логопеда для родителей

 

Задачи: 

O  познакомить родителей с такими понятиями, как артикуляционная и дыхательная гимнастика, и рассказать о их пользе для детей;

O  познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого выдоха

O  обменяться родительским опытом по развитию речи детей; 

Ход: 

Организатор: Здравствуйте, Уважаемые родители! 

Сегодня мы поговорим про речевое развитие детей, а проведет нашу встречу учитель-логопед, Ф.И.О., которой я передаю слово.  

 

Слайд №1

Учитель-логопед: Здравствуйте, Уважаемые родители! Хорошо, что вы нашли время и присоединились к нам. Речевое развитие детей всегда было актуально, а особенно в последнее время, когда у многих детей встречаются проблемы в развитии речи. 

 

Слайд №2

На нашей встрече вы сегодня узнаете:

O  Что такое артикуляционная гимнастика и в чем ее польза?

O  Для чего нужна дыхательная гимнастика?

O  Какие игры и упражнения вы можете проводить дома со своими детьми?

O  Секреты «вкусной» артикуляционной гимнастики

O  Как наши гаджеты могут помочь в проведении дыхательной гимнастики?

 

Слайд № 3

Развитие артикуляционной моторики.

Каждый звук русского языка имеет свое определенное положение органов артикуляции, и чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими. Всему этому поможет артикуляционная гимнастика

 

Слайд № 4

Артикуляционная гимнастика - это подборка упражнений, направленных на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк.

Существует множество различных артикуляционных упражнений для различных органов речи, созданы целые комплексы для каждых групп звуков (для свистящих, шипящих и т.д.). Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком. Поэтому с детьми раннего возраста следует применять различные игровые приемы.

 

 

Слайд № 5

В прошлом учебном году я вам рассказывала про звукоподражание, а ведь это и есть первые артикуляционные упражнения, которые прекрасно развивают не только фонематический слух (например, когда мычит корова «Мууу», мы вытягивает губы трубочкой, и удерживаем их в таком положении). Поэтому так полезна игра «Кто, как голос подает».

Упражнения можно делать где угодно и дома (можно и перед зеркалом, детям нравится видеть свое отражение), и на улице, и в очереди, и в транспорте, главное, чтобы малыш был в хорошем настроении. Каждое упражнение можно обыграть, использовав картинку, игрушку, стихотворение и т.д.

 

Слайд № 6

Вот некоторые примеры упражнений:

O Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно) - можно использовать стихотворение, сказав ребенку: «Рот пошире открываем, в бегемотиков играем (удерживаем рот открытым), мы немножко отдохнем и опять играть начнем (рот закрываем).

O Поиграйте с паровозиком или покажите на картинке (погудите, «У-У»), губы трубочкой.

O  Пароход гудит – приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».

    

Слайд № 7

O  Надуть щеки, сдуть щеки, как будто надумаем и спускаем шарик.

O  Облизать губки по кругу, дотянуться до носика, щек, подбородка с силой язычком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

O  Можно полакать молочко, как это делает киска.

O Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «образовать хобот», «набирать водичку», слегка причмокивая.

O Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».

 

Слайд № 8

O Поцокать языком (лошадка скачет), потом пофыркайте, можете при этом играть с игрушечной лошадкой.

O Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы (сделать заборчик).

O Почистить зубки язычком (проводить по верхним, потом по нижним).

O Покажите ребенку часы с маятником, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, пусть малыш изображает часы.

          

Слайд № 9

Можете придумать сказку, например, «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх, где же солнышко (вытянуть язык вверх к носу), посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке) и т. д. Главное проявить фантазию!

 

Слайд № 10

Вкусные артикуляционные упражнения

Изобретательные логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые детишки будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются «вкусняшки»: сушки, соломка, конфетки, орешки, ягоды (каждый родитель выбирает то, что можно его ребенку.

O  Упражнения с использованием соломки.

Упражнения могут быть различными, можно удерживать соломинку на высунутом языке (сколько сможет), можно прижать соломку к верхней или нижней губе, к зубам и т.д.

 

Слайд № 11

O  Упражнения с использованием сушек.

Аналогично можно провести игры с сушками и придумать новые упражнения, как на слайде.

 

Слайд № 12

O  Упражнения с использованием конфетки, мармеладки и т.д.

Кладем на язычок конфетку, а ребенок старается ее удержать, постепенно сдвигаем конфетку на разные стороны языка, чтобы удержать конфетку, язычку придется менять свое положение (расскажу про конкретные звуки).

Надеюсь, что выполнение такой гимнастики понравится и вам и вашим детям.

 

Слайд № 13

Развитие плавного длительного выдоха

Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое речевое дыхание.

Дети, у которых слабый вдох и выдох, обычно говорят тихо, им сложно произнести длинную фразу. Не все дети умеют правильно выдыхать, некоторые говорят на вдохе.

Начиная работать над совершенствованием речевого дыхания, нужно в первую очередь заниматься развитием плавного длительного выдоха через рот, а также нужно отрабатывать у ребёнка умение выдыхать струю воздуха в определённом направлении.

    

 Слайд № 14

Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:

O  Игры с музыкальными инструментами.

Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.

O  Мыльные пузыри.

Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, а также тренирует мышцы губ.

O  Воздушные шарики.

Можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.

O  Игры с ватой, различными шариками разного веса:

пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема), бумажками, пушинками, листочками и т.д.

Например:

«Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета, ладошки.

«Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.

«Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

O  Игры с водой.

Можно также налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза).

Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребёнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане.

 

Слайд № 15

При выполнении упражнений на дыхание необходимо соблюдать следующие рекомендации:

O  Заниматься нужно не более 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения.

O  Нужно следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи при вдохе, не надувал щёки при выдохе.

O  Одежда ребёнка не должна стеснять его движения.

O  Комната для занятий должна быть хорошо проветренной.

O  Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу приёма пищи.

 

Слайд №№ 16-18

А сейчас я вам покажу примеры игр на развитие речевого дыхания с использованием ИКТ (гаджетов).

Показ слайдов (проигрываем с родителями).

Все представленные игры и упражнения, как на развитие артикуляции, так и на развитие речевого выдоха не займут у вас много времени, и если вы будете их проводить регулярно, то увидите результат.

 

Слайд № 19

А сейчас я хочу предоставить вам слово и прошу вас ответить на следующие вопросы:

O  Что из своего опыта вы можете посоветовать другим родителям?

O  Была ли полезна для вас встреча и чем? 

Ответы родителей

 

В заключение хочется сказать, что развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания играет огромнейшую роль и существенно влияет на развитие речи наших детей. И я очень надеюсь, что всё, о чем я сегодня говорила, вы возьмете себе на вооружение и начнете реализовывать вместе со своими детьми.

                                                            

             

Организатор: Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу, надеюсь, что она была интересна, и каждый из вас узнал что-то полезное для себя и сможет применить на практике советы логопеда.

В феврале мы вновь пригласим вас на встречу, посвященную….

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»