Консультация учителя-логопеда для родителей
Задачи:
O познакомить родителей с такими понятиями, как артикуляционная и дыхательная гимнастика, и рассказать о их пользе для детей;
O познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого выдоха
O обменяться родительским опытом по развитию речи детей;
Ход:
Организатор: Здравствуйте, Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим про речевое развитие детей, а проведет нашу встречу учитель-логопед, Ф.И.О., которой я передаю слово.
Слайд №1
Учитель-логопед: Здравствуйте, Уважаемые родители! Хорошо, что вы нашли время и присоединились к нам. Речевое развитие детей всегда было актуально, а особенно в последнее время, когда у многих детей встречаются проблемы в развитии речи.
Слайд №2
На нашей встрече вы сегодня узнаете:
O Что такое артикуляционная гимнастика и в чем ее польза?
O Для чего нужна дыхательная гимнастика?
O Какие игры и упражнения вы можете проводить дома со своими детьми?
O Секреты «вкусной» артикуляционной гимнастики
O Как наши гаджеты могут помочь в проведении дыхательной гимнастики?
Слайд № 3
Развитие артикуляционной моторики.
Каждый звук русского языка имеет свое определенное положение органов артикуляции, и чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими. Всему этому поможет артикуляционная гимнастика
Слайд № 4
Артикуляционная гимнастика - это подборка упражнений, направленных на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк.
Существует множество различных артикуляционных упражнений для различных органов речи, созданы целые комплексы для каждых групп звуков (для свистящих, шипящих и т.д.). Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком. Поэтому с детьми раннего возраста следует применять различные игровые приемы.
Слайд № 5
В прошлом учебном году я вам рассказывала про звукоподражание, а ведь это и есть первые артикуляционные упражнения, которые прекрасно развивают не только фонематический слух (например, когда мычит корова «Мууу», мы вытягивает губы трубочкой, и удерживаем их в таком положении). Поэтому так полезна игра «Кто, как голос подает».
Упражнения можно делать где угодно и дома (можно и перед зеркалом, детям нравится видеть свое отражение), и на улице, и в очереди, и в транспорте, главное, чтобы малыш был в хорошем настроении. Каждое упражнение можно обыграть, использовав картинку, игрушку, стихотворение и т.д.
Слайд № 6
Вот некоторые примеры упражнений:
O Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно) - можно использовать стихотворение, сказав ребенку: «Рот пошире открываем, в бегемотиков играем (удерживаем рот открытым), мы немножко отдохнем и опять играть начнем (рот закрываем).
O Поиграйте с паровозиком или покажите на картинке (погудите, «У-У»), губы трубочкой.
O Пароход гудит – приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
Слайд № 7
O Надуть щеки, сдуть щеки, как будто надумаем и спускаем шарик.
O Облизать губки по кругу, дотянуться до носика, щек, подбородка с силой язычком (представьте, что вы выпачкались в варенье).
O Можно полакать молочко, как это делает киска.
O Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «образовать хобот», «набирать водичку», слегка причмокивая.
O Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
Слайд № 8
O Поцокать языком (лошадка скачет), потом пофыркайте, можете при этом играть с игрушечной лошадкой.
O Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы (сделать заборчик).
O Почистить зубки язычком (проводить по верхним, потом по нижним).
O Покажите ребенку часы с маятником, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, пусть малыш изображает часы.
Слайд № 9
Можете придумать сказку, например, «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх, где же солнышко (вытянуть язык вверх к носу), посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке) и т. д. Главное проявить фантазию!
Слайд № 10
Вкусные артикуляционные упражнения
Изобретательные логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые детишки будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются «вкусняшки»: сушки, соломка, конфетки, орешки, ягоды (каждый родитель выбирает то, что можно его ребенку.
O Упражнения с использованием соломки.
Упражнения могут быть различными, можно удерживать соломинку на высунутом языке (сколько сможет), можно прижать соломку к верхней или нижней губе, к зубам и т.д.
Слайд № 11
O Упражнения с использованием сушек.
Аналогично можно провести игры с сушками и придумать новые упражнения, как на слайде.
Слайд № 12
O Упражнения с использованием конфетки, мармеладки и т.д.
Кладем на язычок конфетку, а ребенок старается ее удержать, постепенно сдвигаем конфетку на разные стороны языка, чтобы удержать конфетку, язычку придется менять свое положение (расскажу про конкретные звуки).
Надеюсь, что выполнение такой гимнастики понравится и вам и вашим детям.
Слайд № 13
Развитие плавного длительного выдоха
Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое речевое дыхание.
Дети, у которых слабый вдох и выдох, обычно говорят тихо, им сложно произнести длинную фразу. Не все дети умеют правильно выдыхать, некоторые говорят на вдохе.
Начиная работать над совершенствованием речевого дыхания, нужно в первую очередь заниматься развитием плавного длительного выдоха через рот, а также нужно отрабатывать у ребёнка умение выдыхать струю воздуха в определённом направлении.
Слайд № 14
Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:
O Игры с музыкальными инструментами.
Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.
O Мыльные пузыри.
Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, а также тренирует мышцы губ.
O Воздушные шарики.
Можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.
O Игры с ватой, различными шариками разного веса:
пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема), бумажками, пушинками, листочками и т.д.
Например:
«Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета, ладошки.
«Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.
«Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.
O Игры с водой.
Можно также налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза).
Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребёнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане.
Слайд № 15
При выполнении упражнений на дыхание необходимо соблюдать следующие рекомендации:
O Заниматься нужно не более 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения.
O Нужно следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи при вдохе, не надувал щёки при выдохе.
O Одежда ребёнка не должна стеснять его движения.
O Комната для занятий должна быть хорошо проветренной.
O Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу приёма пищи.
Слайд №№ 16-18
А сейчас я вам покажу примеры игр на развитие речевого дыхания с использованием ИКТ (гаджетов).
Показ слайдов (проигрываем с родителями).
Все представленные игры и упражнения, как на развитие артикуляции, так и на развитие речевого выдоха не займут у вас много времени, и если вы будете их проводить регулярно, то увидите результат.
Слайд № 19
А сейчас я хочу предоставить вам слово и прошу вас ответить на следующие вопросы:
O Что из своего опыта вы можете посоветовать другим родителям?
O Была ли полезна для вас встреча и чем?
Ответы родителей
В заключение хочется сказать, что развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания играет огромнейшую роль и существенно влияет на развитие речи наших детей. И я очень надеюсь, что всё, о чем я сегодня говорила, вы возьмете себе на вооружение и начнете реализовывать вместе со своими детьми.

Организатор: Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу, надеюсь, что она была интересна, и каждый из вас узнал что-то полезное для себя и сможет применить на практике советы логопеда.
В феврале мы вновь пригласим вас на встречу, посвященную….