Конспект консультации-практикума для родителей
Слайд № 1
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы продолжаем цикл наших тематических встреч по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста. А разговор наш пойдет о сенсомоторном развитии детей.
Слайд № 2
Во-первых, давайте разберемся, что такое сенсомоторное развитие?
Понятие включает 2 слова (сенсорика и моторика), 2 направления развития малыша, которые взаимосвязаны и являются важнейшими для развития ребенка раннего возраста.
Слайд № 3
Начнем с моторики, а более точно – развития мелкой моторики руки. Слово «моторика» (от латинского motus) означает «движение». Рука человека совершает крупные движения, например, поднять или опустить руку, помахать рукой, толкнуть что-либо и мелкие движения, например, собирать мозаику, шнуровать ботинки, писать ручкой, печатать на клавиатуре компьютера, продевать нитку в иголку, играть на музыкальных инструментах и т.п. Множество очень мелких и точных действий человеку нужно осуществлять пальцами и кистью руки, координируясь при этом зрением и мышечными ощущениями. Это и есть мелкая моторика руки, т.е. способность манипулировать мелкими предметами, совершать мелкие и точные действия, координируясь зрением и мышечными ощущениями (для справки – может быть и только мышечные ощущения – например, «слепое» печатанье, когда человек не смотрит на клавиатуру, или вязание - мастерами своего дела, которые тоже смотрят редко – это естественно у взрослого).
Слайд № 4
Важно также помнить, что развитие руки связано с развитием мозга, развитием речи, действия руки поддерживают и развивают все интеллектуальные способности человека.
Естественно, что руку малыша мы должны постепенно готовить к выполнению различных мелких и точных действий. (Он сможет избежать в жизни вдевание нитки в иголку, но писать ручкой маленькие и желательно красивые буквы ему точно придется).
Слайд № 5
Подготовку руки ребенка раннего возраста обеспечивают следующие игры и упражнения:
Самая первая тренировка малыша обеспечивается народными играми с пальчиками. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи участия обеих рук либо только пальцев.
Пальчиковые упражнения следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Для детей до 2 лет подбираем несложные движения: поглаживаем, похлопываем, сгибаем и разгибаем пальчики.
Например, всем известная игра «Ладушки - ладушки», когда взрослый берет ручки ребенка и хлопает ими, приговаривая, «Ладушки-ладушки, где были у бабушки…», Или, «Сорока – сорока»
Сорока – сорока
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала, |
Этому дала,
А этому не дала:
-Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил,
Тебе нет ничего! |
При этом взрослый помогает ребенку выполнять круговые движения указательным пальцем правой руки по ладони левой руки или наоборот. Затем по очереди загибают все пальчики.
Подобная пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
В этом возрасте полезно играть с ребенком с использованием резиновых игрушек-пищалок, когда ребенку необходимо приложить некоторые усилия для извлечения звука (сжимать-разжимать).
Слайд № 6
Для детей в возрасте 2 - 3 лет подходят упражнения с чуть более сложными движениями: активные движения кистями рук («замешиваем тесто», «забиваем гвозди»), выполнение простых фигур с помощью пальцев одной руки («Зайка», «Коза»), игры с двумя руками («Замок», «Цепочка») и пр.
Слайд № 7
Чтобы малышу было интересно выполнять такие упражнения, можно использовать разнообразные материалы:
- Семена растений, крупы. Можно выкладывать горохом или фасолью контур нарисованной фигуры. Можно перемешать горох и фасоль и предложить ребёнку рассортировать их, сложить в бутылочку через горлышко.
- Пуговицы. С помощью пуговиц можно выкладывать дорожки и узоры или использовать как сухой бассейн (наполнить емкость пуговицами и спрятать там мелкие игрушки. Попросить ребенка найти их)
- Аналогично крышки. Использовать как сухой бассейн, выкладывать из них дорожки, закручивать на баночки.
Слайд № 8
- Прищепки. Прищепки можно цеплять на что угодно. Важно показать малышу, как правильно брать прищепки, как можно их открыть, как прикрепить.
Можно цеплять прищепки к картонным фигурам: лучи к солнцу (жёлтый круг), дождик к туче, травку к лужайке (зеленый прямоугольник) и т.д.
- Игры-шнуровки. Можно использовать различные картонные или деревянные силуэты предметов (ботинки, корзиночки, ежики, елочки и т.д.) с небольшими отверстиями,
в которые ребенок продевает шнурок.
Слайд № 9
- Застежки-пристежки. Можно просто использовать любые застежки – молнии, крючки, кнопки. А можно изготовить текстильную сюжетную картину и там с помощью молний, крючков, пуговиц и т.д., будут открываться и закрываться окошки, вырастать цветы, прилетать птицы и т.д. А можно использовать промышленный или самодельный бизиборд.
- Массажные мячики. Например, игра «Ласковый ёж», ребенок, с помощью взрослого катает в ладошках мячик и проговаривает:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
- Можно предложить ребенку давить пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной плёнке.
Занятия на развитие движений пальцев и кисти рук желательно проводить каждый день по 3-5 минут.
Слайды № 10 и … (несколько слайдов с фотографиями детей)
Уважаемые родители, мы предлагаем вам посмотреть, как ваши дети действуют с предметами и развивают свои моторные навыки.
Слайд № 11
Мы познакомили вас с возможными упражнениями и играми. Давайте обменяемся информацией. Прошу 2-3 родителей поделиться с нами, ответив на вопросы:
- Что вы делаете для развития мелкой моторики руки своего ребенка
- Какие движения, требующие задействования мелкой моторики, освоил ваш ребенок?
- Какие упражнения и игры вы можете посоветовать другим родителям?
Слайд № 12
А сейчас – вторая составляющая сенсомоторного развития - сенсорное развитие (от лат. sensus чувство) - это развитие восприятия ребенка и формирование у него представлений о чувственно воспринимаемых внешних свойствах предметов. Другими словами, представления о том, какие свойства, признаки есть у предмета? Маленький ребенок только с помощью взрослого может их выделить и назвать словом.
Давайте вспомним, с помощью каких органов чувств какие свойства предметов мы воспринимаем? С помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Слайд № 13
С помощью зрения мы выделяем такие свойства как цвет, форму, величину.
Рассматривая с ребенком предметы взрослый выделяет эти свойства и называет их специальными словами. Например, форму - это кубик, это – шар; величину - это большой мячик, а это – маленький; цвет - это колечко желтое, а это – синее.
Есть еще пространственные и количественные эталоны, но дети осваивают их в более позднем возрасте.
Слайд 14
С помощью слуха мы воспринимаем и различаем звуки. Например, звук колокольчика высокий и звонкий, а большого барабана – глухой и низкий. Машина гудит громко. Медведь рычит громко, а медвежонок тихо. Взрослый дает детям образец этих слов. С помощью слуха ребенок слышит речь взрослых и учится произносить звуки и слова.
Слайд № 15
С помощью осязания мы ощущаем через кожу, особенно кожу рук какой предмет на ощупь. Вспомните, например, когда вы держите стакан с чаем и мороженое, гладите кошку или трогаете поверхность стола? Да, мы это ощущаем и называем: теплое – холодное, мягкое – твердое и т.п.
Слайд № 16
Есть еще вкус и обоняние, но в раннем возрасте об этом пока говорить рано, так как детям трудно дифференцировать данные признаки (Сладкий, кислый, горький, соленый, свежий, тяжелый, легкий и т.д.)
Надо помнить, что только с помощью взрослого ребенок осваивает тот или иной признак предмета и учится называть его определенным словом. Это и называется освоением сенсорных эталонов.
Слайд № 17
Сенсорное развитие в раннем возрасте очень важно. Оно не только открывает ребенку мир предметов и их свойств, но поставляет материал для первых мыслительных операций ребенка, для развития его мышления, для первых умозаключений. Например, когда ребенок складывает пирамидку - он сравнивает колечки по размеру – а это мыслительная операция сравнения. Когда отгадывает предмет в волшебном мешочке – совершает операцию анализа формы предмета.
То есть, сенсорное развитие – фундамент и тренажер интеллектуального развития малыша, его мышления, внимания и памяти.
Слайд № 18
Знакомя детей с сенсорными эталонами, нужно помнить, что ребенок часто отвлекается, поэтому для восприятия предлагается ограниченное число предметов. Например, для сравнения по величине для ребенка 1 года – 1,5 лет предлагаем 2 предмета (большой и маленький) и просим показать (или принести) большой (маленький) предмет. К двум годам можно использовать 3 предмета. В 2 – 2,5 года ребёнку предлагаем для восприятия три предмета (трёхместную матрёшку или пирамидку). А к 2,6 - 3 годам - 4 и более предметов для сравнения и выделения их признаков. Аналогично поступаем с восприятием цвета. До 1.5 лет предлагаем два основных цвета – красный и синий, к двум годам добавляем желтый, который так же является основным, и к 2.5 годам добавляем зеленый.
Слайд № 19
Предлагаем рассмотреть некоторые игры и упражнения для развития сенсорных эталонов, в которые вы сможете играть с ребенком дома.
Игры на различение основных цветов
- «Подбери чашку к блюдцу». Вам понадобится плоскостные
изображения или набор кукольной посуды 4-х основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый).
Проблемная ситуация – надо накрыть на стол и напоить кукол чаем, а чашки и блюдца перепутались. Дети должны подобрать к чашке блюдце того же цвета.
- По аналогии проводится игра «Найди такой же». Можно использовать любой материал. Например, крышки от пластиковых бутылок 4-х основных цветов. Детям предлагается разложить крышки в емкости того же цвета.
Слайд № 20
Игры на различение величины предметов (большой - маленький)
- «Подбери матрешке домик». В зависимости от возраста, детям предлагается 2 – 5 местная матрешка. Дети должны расселить их в домики, соответствующего размера, для этого силуэты домиков вырезаются из картона и раскладываются на столе. Вначале взрослый сам ставит матрешку на силуэт домика нужного размера, затем предлагает это сделать ребенку. Можно придумать небольшую историю, как матрешки потерялись и хотят домой, каждая в свой домик.
- По аналогии проводится игра «Выбери пуговки». Вам понадобятся
2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине
(большие и маленькие). Вместе с ребёнком раскладываете пуговицы по коробочкам, рассматривая размеры пуговиц, сравнивая, прикладывая пуговку к пуговке.
Для формирования представлений о величине предметов используются различные стаканчики - вкладыши, пирамидки, матрешки. Главное, чтобы разница в величине предметов была четко выражена. Для поддержания интереса детей можно придумать небольшой сюжет, например,
Игра «Матрешки разбежались» собрать матрешки одна в одну.
Игра «Собери пирамидку для мишки» собрать колечки пирамидки по размеру, хорошо, когда все колечки одного цвета, тогда дети ориентируются только на величину.
Игра «Построим башенку для петушка» построить башенку из стаканчиков – вкладышей, затем спрятать стаканчики в домик, т.е. сложить стаканчики один в один.
Слайд № 21
Игры на различение формы
- «Закрой окошко в домике». Игра на умение соотносить форму деталей с формой отверстия.
Вам понадобится плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.
Ребёнку нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.
- Аналогично используются различные сортеры.
Слайд № 22
Игры на развитие тактильных ощущений
- «Чудесный мешочек». Это многофункциональная игра на нахождение знакомых предметов на ощупь. Вам понадобится непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь,
не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
- «Подарки для животных». Детям предлагается разложить из корзинки (коробочки) в разные емкости шишки для белочки, желуди для поросенка, при этом взрослый проговаривает: «шишка – шершавая, желудь – гладкий». Когда дети хорошо знакомы с этими предметами, можно использовать «Чудесный мешочек», где дети на ощупь узнают предметы.
- «Теплый - холодный». Игра с водой. Два таза с теплой и холодной водой. Детям предлагается искупать пупсика в теплой воде, дети должны определить, в каком тазу теплая вода, опуская в них руки.
Мы сегодня не коснулись слухового восприятия, потому что на следующей встрече учитель-логопед Юлия Михайловна подробно раскроет эту тему.
Слайды № 23 и … (несколько слайдов с фотографиями детей)
Уважаемые родители, мы предлагаем вам посмотреть, как ваши дети действуют с предметами и развивают сенсорные эталоны.
Слайд № 24
Мы познакомили вас с возможными упражнениями и играми. Давайте обменяемся информацией. Прошу 2-3 родителей поделиться с нами, ответив на вопросы:
- В какие игры вы играете с детьми для их сенсорного развития?
- Какие из них вы можете посоветовать другим родителям?
- Какими играми или упражнениями вы не занимались, а теперь считаете нужным заняться?
Слайд № 25
Наша встреча заканчивается. Я прошу 1-2 родителей высказать свое мнение, свое отношение к сегодняшней беседе.
Высказывания родителей.
Следующая встреча будет посвящена особенностям речевого развития детей раннего возраста и прежде всего, развитие фонематического слуха. Подключайтесь.
