Система онлайн консультирования родителей детей раннего возраста.

Методическое пособие для педагогов ДОУ в форме цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

Музыкальная деятельность в раннем возрасте: зачем и как?

 

                                                                              

 Конспект консультации-практикума для родителей                    

                                     

                   

 

Слайд № 1

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о музыкальной деятельности в раннем возрасте. Зачем она нужна малышу и как её развивать расскажут музыкальные руководители.

 

Слайд №2

Организовывая музыкальную деятельность в раннем возрасте, мы начинаем знакомить малышей        с миром музыки, поддерживаем и развиваем их эмоциональный отклик на музыкальные произведения. (на слайде могут быть фотографии с детьми, которые необходимо прокомментировать)

Что дает музыкальная деятельность детям раннего возраста?

 

Слайд № 3

1.                  Является основой для возникновения любви и понимания музыки, эстетических чувств.

Ребенок раннего возраста особенно чувствителен к тому, что вокруг него. Если мы с раннего детства сопровождаем жизнь ребенка приятной и понятной для него музыкой, то создаем предпосылки для развития у него любви и понимания музыки, эстетических чувств, чувствительности к красоте. Это на всю жизнь может стать для него источником позитивных эмоций радости и вдохновения, удовольствия и умиротворения, источником позитивной энергии, которая наполнит и будет питать его жизнь. Вспомните свой опыт, когда вы слушаете приятную вам музыку, ваше настроение и мироощущение улучшается, вы находите в себе силы делать, творить и любить. Научим и своих детей черпать настроение, силы и вдохновение из музыки. (на слайде могут быть фотографии с детьми, которые необходимо прокомментировать)

 

Слайд № 4

2.                  Является важным средством знакомства и познания мира человеческих чувств и отношений.

            Ребенок раннего возраста, открывая мир вокруг себя, знакомится не только с предметами окружающего мира и их свойствами, но и с миром людей, в котором колоссальное значение имеют их чувства и отношения. И ребенку нужно научиться понимать чувства других людей, понимать собственные чувства и научиться выражать их. Некоторые психологи говорят сейчас о необходимости развития у человека эмоционального интеллекта, который существенно помогает добиваться успешности в жизни. И мы создаем к этому предпосылки.

            Музыка, как и другие виды искусства, - это особый человеческий (кстати идущий из глубины веков) способ передачи и познания человеческих чувств и отношений. Вы, наверное, наблюдали, как малыши эмоционально откликаются на музыку: слушая спокойную колыбельную -  расслабляются и засыпают, услышав печальную -  могут загрустить и даже заплакать, а если веселую – то улыбаются, могут начать двигаться, совершать ритмические движения, пританцовывать.

Можно видеть, что малыши, испытывают особое эмоциональное удовольствие и комфорт, когда, слушая музыку, выражают себя в подпевании (вокализациях) и музыкально-ритмических движениях. Т.е. музыка позволяет малышу осваивать и выражать собственные эмоции. (на слайде могут быть фотографии с детьми, которые необходимо прокомментировать)

 

Слайд № 5

3.                  Музыкальная деятельность в раннем возрасте естественным образом создает условия для развития специальных музыкальных и артистических способностей детей.

            Понятно, что только дополнительные усилия родителей могут помочь более интенсивному развитию этих способностей. Но для жизни приятно уметь спеть, сыграть на каком-то музыкальном инструменте, станцевать… а кто-то может стать профессиональным музыкантом, певцом, танцором, артистом… (в процессе рассказ обращать внимание родителей на фотки)

 

Слайд № 6

4.                  Способствует всем сторонам общего развития малыша: интеллектуального, социального, речевого, физического.

            Это, на конкретных примерах, мы покажем вам позже.

 

Слайд № 7

Какие виды музыкальной деятельности могут освоить дети раннего возраста?

 

Эти виды музыкальной деятельности мы представили в виде частей цикла, чтобы показать их возможную взаимосвязь.

Мы можем просто слушать с ребенком музыку, а можем и подпевать, и побуждать ребенка подпевать с нами, можем так же совершать и музыкально-ритмические движения сами или вместе с ребенком.  Все это сопровождается речевыми пояснениями, что в свою очередь развивает речь, обогащает словарный запас ребенка.

Сейчас я расскажу про каждый из названных видов музыкальной деятельности.

 

Слайд № 8

Слушание музыки очень важно в раннем возрасте. С самого рождения дети слушают колыбельные песни, с помощью которых устанавливается эмоциональный контакт ребенка с мамой, затем в жизнь малышей вливаются более серьезные по своему содержанию музыкальные произведения: «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Кошечка» В.Витлина, «Наша погремушка» И. Арсеева. В репертуар для слушания так же включаются произведения отечественных и зарубежных композиторов – классиков «Зима» и «Зимнее утро» П.И.Чайковского, фрагменты из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.  В процессе слушания музыкальных произведений, адаптированных для детей раннего возраста мы формируем умение детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера;

Слушание завершается или чередуется с беседой, я задаю вопросы, которые позволяют лучше понять произведение, переживания, которые музыкально отображаются. Например, прослушав произведение «Мишка - медведь» С. Насауленко, я задаю вопросы «Кого мы разбудили в лесу?» (Мишку), «А как вы догадались, что это мишка?», «Музыка какая была громкая или тихая?» и пр. Вначале на эти сложные вопросы отвечаю сама, давая образец ответа, затем, в процессе обогащения своего опыта могут ответить и дети.  Ответы детей позволяют им не только лучше понять произведение, но выразить словами, речью возникающие образы и переживания.

Я даю задания, которые позволяют тренировать внимание, память ребенка, его способность различать звуки по высоте (высоко низко), по громкости (громко тихо), по тембру (звучит барабан, дудочка или колокольчик). Например, я прошу запомнить какой звучит инструмент, а потом из 3-х инструментов выбрать нужный, т.е догадаться, какой инструмент звучал. Когда дети знакомы со звучанием инструментов, мы используем ширму, например, (показ для родителей. Спрятать за ширмой три музыкальных инструмента – барабан, колокольчик и бубен, озвучить любой из них и предложить родителям отгадать, какой инструмент звучал).  И как вы понимаете, это не только работа внимания и памяти ребенка, не только развитие звукового восприятия, но и предпосылка развития фонематического слуха, что важно для освоения письма.

 

Слайд № 9

Обратите внимание, как дети слушают музыку, проявляя разные эмоции, в зависимости от своих ощущений. (На слайде могут быть представлены любые примеры музыкальных произведений для слушания. Эмоции детей необходимо прокомментировать)

А видеофрагменты занятий вы сможете увидеть в вашей группе Вк.

 

Слайд № 10 - 11

Пение – это вид музыкальной деятельности, который способствует развитию не только певческих навыков, но и развивает речь, способствует освоению интонационной выразительности, т.е. способности голосом выразить эмоции. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, а это, в свою очередь, дает оздоровительный эффект.

Мы стараемся вызывать активность детей при подпевании и пении. Побуждаем детей к подпеванию фразы в песне, совместно с взрослым, постепенно приучаем к сольному пению.

Обратите внимание на фото, как активны дети, они стараются не только голосовой интонацией выразить свое отношение к содержанию песни, но и показать движениями свои переживания.

Видеофрагменты вы также сможете увидеть в группе.

 

Слайд № 12

Музыкально-ритмические движения - как раз тот вид музыкальной деятельности, где развивается эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

У детей формируются средства личной экспрессии, т.е. умения передавать эмоции посредством мимики, пантомимики и жестов. Ранний возраст – сензитивный период для развития движений детей. Детям нравится имитировать движения знакомых животных (мишка, зайка, лисичка, кошечка, птичка и пр.), а музыка помогает выразительно изобразить характер и повадки животного. 

В процессе выполнения музыкально-ритмических движений дети осваивают сложные для этого возраста движения: учатся ходить и бегать, (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. При этом взрослый показывает детям как хлопать, притоптывать, совершать повороты кистей рук и пр.

Развивается чувство ритма, в раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими движениями ребенка. На музыкальных занятиях дети стараются ритмично ходить и бегать, хлопать в ладоши, топать ножкой.  У детей формируется способность воспринимать эти движения и воспроизводить их самостоятельно.

 

Слайды № 13- … (может быть несколько слайдов)

Предлагаем вашему вниманию фотографии детей с музыкальных занятий и развлечений. (комментарий обязательно)

 

Слайд № 14

Музыкальное деятельность детей проходит в разных формах:

- это и музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю,

- и музыкальный досуг - 1 раз в месяц и, конечно праздники.

- кроме этого проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные занятия.

-также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях, звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной самостоятельной деятельности детей.

- все эти навыки и умения закрепляются в самостоятельной музыкальной деятельности, организуемой в группе воспитателями.  В каждой группе находится музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами и игрушками, картинками с изображением животных, явлений природы, театрализованными игрушками (би-ба-бо) и пр.  Занимаясь с атрибутами музыкального уголка, дети повторяют действия, освоенные на музыкальных занятиях, которые вызвали интерес и желание их повторять (игры, плясовые движения, песенки и пр.)

 

Слайды № 15 и … (может быть несколько слайдов)

Вот некоторые фотографии организованной самостоятельной деятельности детей в группе. (При показе фотографий необходимо обратить внимание родителей на эмоциональное состояние детей, на проявление интереса, желания детей действовать с музыкальными инструментами и игрушками в группе, на формы организации музыкальной деятельности воспитателями и пр.)

 

Слайд № 16

В заключении хочется сказать: музыкантами становятся не все. Но музыка помогает детям раскрыться. Помогает тоньше почувствовать этот мир, стать добрее, лучше.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

 

Слайд № 17

Мы познакомили вас с тем, что и как мы делаем в детском саду для развития музыкальной деятельности у малышей, а сейчас просим вас поделиться своим опытом, что вы делаете дома для музыкального развития ребенка?

А в заключении, просим вас высказать свое мнение, свое отношение к нашей сегодняшней встрече.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»