Система онлайн консультирования родителей детей раннего возраста.

Методическое пособие для педагогов ДОУ в форме цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

Что и как читать детям 2-3 лет?

 

 

Конспект консультации педагога-психолога для родителей

                                                              

                                                                                                                

Слайд № 1.

Здравствуйте, дорогие родители! Тема нашей сегодняшней консультации «Что и как читать детям 2-3 лет?»

 

Слайд № 2 

На консультации мы обсудим следующие вопросы.

u  Что дает чтение детям 2-3 лет?

u  Что читать? Как подбирать книжки?

u  Как читать, чтобы ребенок получал максимальную пользу?

u  Как учить стихи?

u  Также вы сможете обменяться мнениями и советами с другими родителями о книгах и чтении для детей.

 

Слайд № 3 

Что же дает чтение детям 2-3 лет?

Во-первых, мы знакомим ребенка с окружающим миром и миром людей. Книги для малышей в интересной и занимательной форме начинают знакомить его с миром, который выходит за пределы его дома и привычной среды обитания. Если, например, ребенок познакомился с потешкой про белочку, а потом увидел ее в парке, то такая встреча станет незабываемой. Или, если прочитать про зайца, лису и у ребенка есть такие игрушки, то эти персонажи станут более понятны и интересны. Сказки для детей этого возраста уже начинают готовить их к миру людей. Детям уже можно объяснять к чему приводят те или иные действия. Например, козлята услышали за дверью не мамин голос и не открыли дверь, а мама их за это похвалила. Или медведь решил поселиться на крыше теремка, а тот развалился. Тут видно действие и результат и об этом можно поговорить.

Во-вторых, чтение, несомненно, развивает речь ребенка. Он слышит правильную и красивую речь, может ее повторить. Это один из лучших способов формировать правильную речь.

В-третьих, мы приучаем к чтению, как к ежедневной привычке. Это важно и для школы и для дальнейшей жизни.

В-четвертых, мы развиваем слушание, приучаем слушать, что также является важным процессом для обучения в школе, где придется довольно много слушать и понимать, что ему говорят.

В-пятых, чтение, как и любое другое занятие взрослого с ребенком, укрепляет эмоциональный контакт, создает почву для общности эмоциональных переживаний.

 

Слайд № 4

Что читать, как подбирать книжки?

Есть два главных требования.

Первое. Книжка должна быть хорошо иллюстрирована.

Второе. Соответствовать возрасту.

Почему важно, чтобы книжка была хорошо иллюстрирована? Ребенок может не знать каких-то персонажей и поэтому они должны быть нарисованы. Иллюстрации помогают лучше понять сюжет, лучше эмоционально его пережить и, конечно, поддержать внимание. Иллюстрироваться должно практически каждое предложение. При этом картинки  должны быть крупными, красочными и главное – понятны ребенку.

Ну, и конечно книги должны подбираться в соответствии с возрастом. Я дальше приведу примеры того, что рекомендуется для данного возраста.

Вы также можете посоветоваться с воспитателями и другими родителями, узнать, что входит в программу.

И, конечно, нужно ориентироваться на индивидуальные особенности своего ребенка. Если просит, читаем. Если плохо реагирует, лучше отказывается пока от этой книжки.

 

Слайд № 5

Что же рекомендовано по программе для детей этого возраста?

1. Песенки, потешки, заклички. И вы на слайде видите известные нам с детства «Два веселых гуся» с достаточно простыми словами для понимания, не смотря на то, что песенка достаточно длинная. Посложнее потешка про белочку. Тут идут более сложные слова и словосочетания. Заинька усатый, мишка толстопятый и довольно красивое описание петушка – маслена головушка, шелкова бородушка. Если ребенок слышит такую речь, понимает ее (вы ему объяснили), то он готов к достаточно красивой и сложной речи.

 

Слайд № 6

2. Сказочный репертуар для детей младшего возраста недостаточно большой, но этого и не требуется. Первые сказки для детей – это теремок, колобок, козлята и волк, три медведя, Маша и медведь. Для этих сказок характерно то, что сюжет строится как повтор одной и той же ситуации с разными персонажами и повтором одних и тех же речевых оборотов или песенок. Например, колобок встречается с разными персонажами, которые хотят его съесть. Он им поет одну и ту же песенку и катится дальше. И также в теремке разные звери задают один и тот же вопрос «Кто в теремочке живет?» Эти сказки очень нравятся детям, и они легко запоминают слова, песенки, фразы героев.

 

Слайд № 7

Также можно посоветовать известных детских авторов.

В. Сутеев с короткими рассказами и прекрасными иллюстрациями.

Стихи А. Барто, С. Маршака. Рассказы К. Ушинского про животных.

 

Слайд № 8

Наконец, мы дошли до важного вопроса – как читать с максимальной пользой для ребенка?

 

Слайд № 9

Правило первое. Читать следует не торопясь, в спокойном темпе, четко выговаривая слова,  интонируя (выразительно). Когда-то спокойно, удивленно, низким или высоким голосом, стараясь передать характер персонажа. На что это влияет? Несомненно, таким чтением мы улучшаем понимание, вызываем интерес, закладываем интонационную выразительность речи ребенка. Мы способствуем усвоению правильной речи. Если мы читаем четко и выразительно, то и ребенок будет так говорить. И конечно таким чтением мы развиваем интуитивную грамотность ребенка, т.е. у ребенка складывается более правильный звуковой образ слова и правильное чувство пунктуации.

 

Слайд № 10

Правило второе. Читаем несколько, много раз одно и то же произведение. Особенно, если ребенок просит. Не стоит отказывать ему, такова особенность детского восприятия литературы. И если ребенок просит, значит, что прочитанное произведение очень ему нравится, у него есть эмоциональный отклик и эмоциональный интерес на это произведение. Если ребенок не хочет, то конечно не читаем, значит, что-то не нравится.

Что нам дает многократное прочтение? Это прекрасная возможность для тренировки памяти. Как это сделать? Если уже много раз прочитали сказку, и ребенок запомнил отдельные фразы, то мы, читая предложение, останавливаемся и побуждаем ребенка продолжить. Например: один медведь был отец и звали его… и т.д. Это прекрасная возможность потренировать память.

 

Слайд № 11

Третье правило. Мы задаем вопросы после чтения. Но не сразу. После некоторой паузы, чтобы ребенок смог завершить непосредственный эмоциональный отклик на произведение. Так же сразу не рекомендуется и растолковывать сказку своими словами. Вопросы могут быть самыми простыми по сюжету: Например, по сказке «Колобок»: про кого сказка, кто испек, что сделал колобок, когда бабка положила его на окошко. Затем к этим вопросам можно добавлять и другие, посложнее, которые будут начинаться со слов зачем и почему. Эти вопросы будут отвечать внутренним потребностям ребенка, который в это время начинает вступать в возраст «почемучек».

Что дает нам задавание вопросов? То, что мы способствуем размышлению ребенка, лучшему пониманию сюжета и освоению связной активной речи.

 

Слайд № 12

Правило 4. Мы можем включать мини инсценировки или экспрессивные этюды по ходу чтения, если читали несколько раз или после чтения. Это значит, что в какой-то момент можем попросить ребенка сказать таким же голосом, как Михайло Иванович или Мишутка и т.д. Или изобразить героев – крадется лисичка, топает медведь (это и есть экспрессивные этюды). А можно и показать и сказать – это уже мини инсценировка.  Вот на фото вы видите наших детей (конечно, они уже выросли), здесь они показывают экспрессивные этюды. Т.о. мы учим детей овладевать своей интонацией своего голоса, мимикой, пантомимикой, т.е. развиваем экспрессивные умения.

 

Слайд № 13

Правило 5. Приучаем к чтению без иллюстраций. Делаем это постепенно, только на ночь, только уже знакомых произведений. Этим мы приучаем к сосредоточиванию на слушании, создаем условия для работы воображения.

 

Слайд № 14

Правило 6. Предлагаем развивающие игры и упражнения, связывая их с сюжетом книжки. Можно разыгрывать любимые произведения, используя театрализованные и пальчиковые игры. Для домашнего театра можно подготовить вместе с ним реквизит для настольного театра.

Из картона и бумаги вырезать героев сказки, дождь, цветы, грибы разных размеров.

 

Слайд № 15

А чтобы ребенок поразмышлял, хорошо добавить игровые развивающие задания.

Вот пример по сказке В. Сутеева «Под грибом»

Перед чтением ребенку можно загадать загадки о героях этой сказки.

По ходу сказки ребенку можно предложить выполнить следующие задания:

1. Собрать цветы в корзины по цвету. Ребенок раскладывает вырезанные из бумаги цветы и корзины красного, синего и желтого цветов.

2. Разобрать фасоль и горох по тарелочкам. (помочь мышке)

3. Сложить разрезную картинку из трех частей. Ребенку задается вопрос: «А кто кроме лисы может охотиться за зайцем»? Ребенок составляет картинку волка.

4. Посадить лягушку на гриб с помощью прищепки.

5. Разложить грибы в порядке возрастания.

6. Предложить ребенку выбрать подходящий подарок для каждого героя. Из вырезанных из картона предметов (морковь, цветок, зернышко, сыр, веточка)

 

Слайд № 16

Как учить стихи? Сначала читаем стих ребенку. Затем спрашиваем про что или кого стихотворение. Лучше разучивать те стихотворения, которые ребенку понравились. И если вы читаете ему несколько раз, то ребенок быстро запоминает. Вначале можно просить ребенка говорить только последнее слово в строфе, затем – два последних, т.е. постепенное запоминание. Прием, аналогичный тому, о котором мы говорили для тренировки запоминания при чтении сказки. Например – стихотворение со слайда.

 

Слайд № 17

Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, особый настрой ребенка на встречу с книгой, чтобы эта встреча была для него праздником, который всегда с нетерпением ожидается.

 

Слайд № 18.

А теперь, я прошу вас поделиться с другими родителями своим опытом и рассказать:

u  Какие книжки интересны вашим детям?

u  Как вы читаете?

u  Что можете посоветовать другим родителям для приобщения детей к книге?

u  Что вы решили использовать после нашей сегодняшней беседы?

 

Слайд № 19.

В заключении выскажите свое мнение о нашей сегодняшней встрече

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»