Консультация учителя-логопеда
Задачи
- познакомить родителей с условными нормативами развития речи детей с года до двух лет;
- познакомить родителей с играми и упражнениями для развития фонематического слуха детей раннего возраста.
- обменяться родительским опытом по развитию речи детей;
Слайд № 1.
Организатор: Здравствуйте, Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим про речевое развитие детей, а проведет нашу встречу учитель-логопед, Слепова Юлия Михайловна, которой я передаю слово.
Слайд №22.
Логопед об условных нормативах развития речи детей 1 -2 лет.
Учитель-логопед: Здравствуйте, Уважаемые родители! Хорошо, что вы нашли время и присоединились к нам. Речевое развитие детей всегда было актуально, а особенно в последнее время, когда у многих детей встречаются проблемы в развитии речи.
На нашей встрече вы сегодня узнаете:
1. Чем характеризуется норма речевого развития ребенка к концу второго года жизни?
2. Что такое фонематический слух и в чем его важность
для речевого развития ребенка?
3. Какие игры и упражнения помогут развитию фонематического слуха ребенка второго года
Слайд № 3.
Очень часто мне родители задают вопросы: «Что ребенок должен уметь делать в определенном возрасте? Что является нормой?» И сейчас мы поговорим о том, какой должна быть речь детей 1,5 - 2 лет в норме.
В наше время понятие нормы развития речи у ребёнка носит условный характер. Потому что все дети индивидуальны, развитие происходит у всех в разные сроки. То, что было нормой 10 лет назад, на данный момент сдвинуто и размыто.
Слайд № 4.
Можно выделить два основных направления в развитии речи:
1. Формирование понимания речи (понимание значения слова, то есть пассивный словарь)
2. Формирование устной речи (говорение, активный словарь).
Слайд № 5.
Нормы понимания речи
После года на первое место выходит понимание речи:
- Ребенок выполняет несложные поручения, инструкции, может принести, показать, найти определенную вещь, игрушку, понимает значение некоторых предметов (что расческой расчесываются, обувь надевают на ноги и пр.
- Малыш может показать две - три части тела;
- Ребенок должен обязательно знать свое имя и откликаться на него;
- К двум годам дети должны понимать и выполнять поручения, состоящие из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе».
Слайд № 6.
Нормы устной речи
Примерно до полутора лет у ребенка в основном развивается только понимание речи, при еще небольшом количестве произносимых слов, а после обычно у малыша наступает резкий скачок в развитии активного словаря.
- Так в 1.5 года жизни ребенок произносит 20-30 слов из-за того, что дети подражают взрослым, к концу второго года запас слов увеличивает до 200-300, а вот к 3 годам ребенок уже может использовать 2000-3000 слов.
- Простые слова произносятся правильно (Катя, папа, мама, пить, дай), для сложных слов характерно воспроизведение неполных слов (компот - пот) или возможна замена звуков (кубики- купити), но количество слогов и ударение будут верными.
- Одно слово малыша часто означает целую фразу, например “на” - “возьми меня на руки”
- Ёще одно и то же слово может иметь разные значения, например, говоря «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.
- К полутора годам малыш может объединять в предложение два слова, а к двум годам строить предложение из 2-3-4 слов. Предлогов пока тоже нет (фраза «У Севы машинка» будет произнесена ребенком, как «Сева би-би»).
- Ребенок слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.
Становится очень заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, от того, как протекала беременность мамы, роды, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет и общения взрослых с ребёнком.
Нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех, кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.
Слайд № 7.
Сегодня я расскажу, что вы, как родители, можете сделать для речевого развития своих детей. И начнем мы с развития фонематического слуха. Фонематический слух или другими словами речевой слух, нам нужен для того, чтобы слышать, различать и узнавать звуки в словах. Простым языком он нам нужен для того, чтобы правильно понимать слова, произносить их, а потом и писать.
Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому речь взрослого должна быть правильной, неспешной, интонированной – именно такой образец должен слышать ребенок.
Слайд № 8.
Существует два этапа развития фонематического слуха:
1. Различие неречевых звуков, малыш сначала должен научиться различать звуки окружающей среды (шум воды, грома, шелест бумаги, звук колокольчика, других музыкальных инструментов и т.д.).
2. Различие речевых звуков, в том числе звукоподражательных комплексов (например, «мяу-мяу», гав-гав» и т.д.).
Начинаем работу с узнавания неречевых звуков. Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
Слайд № 9.
Давайте проиграем варианты игр, которые вы сможете организовать дома с детьми
Логопед проигрывает с родителями игры
Игры, направленные на восприятие неречевых звуков.
1. Слушаем тишину. Вы предлагаете ребенку, а я предлагаю вам закрыть глаза и послушать тишину. Давайте закроем глаза на несколько секунд. Открываем, скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.
Ответы родителей.
Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке и т.д.
Когда вы только начинаете играть в «Слушаем тишину», вы сами своему ребенку расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам, а в дальнейшем просим уже его назвать или показать их. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.
2. Найди звук. Для нее нам понадобится звучащий предмет –будильник или, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Аналогично можно завязать глаза ребенку и звенеть колокольчиком или бубном, а ребенок должен указать направление (сажаем куклу перед монитором и звеним колокольчиком).
3. Угадай, что звучало.
1 вариант
Играть можно с бытовыми звуками (звон ложки о тарелку, шум воды, шелест газеты и другие), а можно играть в эту игру с музыкальными инструментами. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. (проигрываю с колокольчиком, барабаном и бубном).
2 вариант
Мы возьмем два колокольчика, один из них «поет» высоким голосом, а второй — низким. Предложим ребенку позвенеть колокольчиками по очереди, а затем закрыть глазки и угадать, какой колокольчик будет звучать.
4. Шумелки. Вы можете взять несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндера–сюрпризов и наполнить крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Каждый контейнер будет звучать по-своему. Будем играть по тому же принципу, что и с колокольчиками (контейнеры у нас будут разного цвета).
Можно усложнить игру и сделайте по два контейнера с одной крупой, тогда будем просить малыша найти каждому контейнеру пару по звуку (тогда это контейнеры будут одного цвета).
Следующие игры направлены на восприятие речевых звуков (вербальные игры).
Первая игра направлена на различение высоты, силы, тембра голос, это упражнение тренируют слуховое восприятие ребенка.
1. Читаем с выражением
Читая ребенку любую сказку, например, «Колобок», «Три медведя», и другие старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво, и так далее (проговариваем слова из сказки «Три медведя»). Можно просить малыша угадать, за кого (как кто?) вы говорите, и показать этого персонажа, если ребенок говорящий, то сказать. В дальнейшем, когда ребенок будет старше или будет владеть речью, предложить самому сказать за героя тем или иным голосом.
2. Игра «Кто как кричит» помогает соотносить звукоподражание с определенной игрушкой или картинкой, например, это домашние животные. Рассматриваем их с ребенком, вспоминаем, кто как голос подает. После этого предлагаем ребенку закрыть глазки и послушать, кто же его зовет.
Следующие игры направлены на развитие звукоподражания.
С помощью этих игр мы развиваем как фонематический слух, так и артикуляционный аппарат, а, следовательно, ускоряем переход к полноценной речи. Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
1) Вначале работаем с гласными звуками.
Например, укачиваем куклу и поем «А-а-а!», обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
Или играем с пароходом: «У-у-у!», вытягиваем губы трубочкой.
И вот они первые артикуляционные упражнения.
2) Потом играем с согласными звуками:
- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
- Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
4) Дальше мы играем со слогами и словами.
И здесь мы будем подражать:
· голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
· бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
· транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
· музыкальным звукам: колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.
Естественно, с взрослением детей игры на развития фонематического слуха усложняются, для возраста ваших детей, игр, которые я вам сегодня показала пока достаточно, и если вы будете их проводить регулярно, то увидите результат. Эти игры не займут у вас много времени.
Слайд № 10
А сейчас я хочу предоставить вам слово и прошу вас ответить на следующие вопросы:
- Как Вы развиваете речь своего ребенка?
- Что из своего опыта вы можете посоветовать другим родителям? Ведь чем лучше говорят дети в группе, тем лучше речевая среда для каждого ребенка
- Была ли полезна для вас встреча и чем?
Ответы родителей
В заключение хочется сказать, что сегодня мы познакомились только с небольшой часть работы по развитию речи, а в частности с некоторыми играми на развитие фонематического слуха. Помимо развития мелкой моторики и фонематического слуха, в раннем возрасте в развитии речи есть еще одна задача - сформировать правильность произношения звуков. Об этом направлении, и конкретно об артикуляционной гимнастике для малышей мы будем беседовать с вами на следующей встрече.
Организатор: Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу, надеюсь, что она была интересна, и каждый из вас узнал что-то полезное для себя и сможет применить на практике советы логопеда по развитию фонематического слуха у своего ребенка.